При поддержке родителей

С каждым годом жизнь вносит свои изменения во все сферы деятельности человека, в том числе и в образование. В школу приходят разные дети. Но кризисное состояние испытывают родители детей с особенностями психофизического развития. Они переживают все те стадии психологического состояния, которые присутствуют при смерти родного человека: горе, растерянность, уныние, отчаяние, депрессия. Регулировать ситуацию взаимоотношений будет тот, у кого больше ресурсов, возможностей. Хочу остановиться на некоторых моментах сотрудничества в семье.

Например, дети с ДЦП. Ребёнок не может передвигаться, но какие-то социальные навыки он может приобрести дома. Родители могут предложить помыть вместе с ними тарелки, но пластиковые (другие виды небезопасны). Лёжа на полу, протереть пыль или игрушки, сделать что-то своими руками вместе. Когда ребёнок это делает, он спонтанно реабилитируется – это и движение, мотивационная включённость, личностная ответственность. Любит смотреть, как стирается бельё - хорошо. А потом родитель предлагает ребёнку помочь достать его из машины… Можно, не идя в спортзал, учиться двигаться и дома, одновременно приобретая и социальные навыки. Сейчас, для детей с ДЦП, перспективен переход от медицинской модели к социальной. И первый ход – это смещение акцентов. Не ждать, когда вылечится, а обучать сейчас.

Родителям, у которых дети аутисты, хочется, чтобы ребёнок перестал им быть. Но можно жить с этим диагнозом, работать и общаться. Когда у одной американки - аутистки спросили, куда делся её аутизм, она сказала, что он всегда с ней, но она его научилась контролировать и с ним жить. Получила образование и старается вести себя как обычный человек. Ей очень тяжело жить с шумами, поэтому она старается в доме всё выключать, где возможно, одевает наушники. Аутизм своеобразен. И в этом своеобразии важно остаться человечным, социально адаптированным. Это большая работа над собой.

Если ребёнок родился с инвалидностью, нужно искать возможность, где он может поучаствовать, проявить себя в жизни. Большое значение имеет мотивация. Так один ребёнок-инвалид не хотел учиться читать. Заметили, что он любит рыбалку. Тогда стали ему просто так предлагать разные журналы и книги про рыбалку. Он листал, рассматривал. И на фоне этого интереса, буква за буквой, он научился читать.

Здоровые дети могут хотеть что-то делать или не делать. А больной ребёнок может и хочет, но не может в силу того, что ему не хватает энергии.

Ещё важно для  ребёнка иметь возможность выбора. Например, когда он одевается. Девочка хочет одно платье надеть, а мама навязывает другое. Нужно признавать и уважать право выбора, стимулировать активность, рассуждать, аргументировать.

Известно, что мозг управляет в организме всеми процессами: и глазами, и  мышцами, и речью… Умственная отсталость возникает потому, что ребёнку не дали информацию для мозга. Просто для таких детей нужна другая форма подачи материала.

 Все дети разные. И пусть ребёнок не будет, как говорится, звёзд с неба хватать, но непременно выберет себе достойный жизненный путь.

 

                                                              Инна Дворак,

                                                              учитель-дефектолог Узденской средней

                                                               школы  №2 им. К. Крапивы