Формы и этапы родительского собрания

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительские собрания могут быть:

  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми;
  • общешкольными и классными.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы:

  • Этап 1. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
  • Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение.
  • Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

  • Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
  • Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  • Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
  • Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
  • Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
  • Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

  • перед началом собрания лучше "оставить за дверью" плохое настроение;
  • отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
  • самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
  • перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
  • не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
  • предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
  • поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);
  • дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
  • в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
  • доведите до родителей мысль: что "плохой ученик" не означает "плохой человек";
  • родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  • осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
  • сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
  • давать негативную оценку всему классу;
  • переоценивать значение отдельных предметов;
  • использовать в общении с родителями назидательный тон.

И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!