Схема составления характеристики ученика

  • Печать

Одной из трудной и щепетильной задачей классного руководителя является составление характеристик для учащихся. Они обычно составляются в выработанной десятилетиями форме, скучным и сухим языком, используя стандартные выражения. Естественно, такие характеристики не вызывают ни доверия, ни интереса. Тем не менее, такая форма и методика составления характеристик действует по сей день.

На этой странице сайта предлагаются альтернативные формы составления подобного документа...

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИКА

  1. Некоторые общие данные об ученике:
    • Фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания
    • Внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.)
    • Физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность
  2. Учебная деятельность:
    • Успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые)
    • Соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность)
    • Проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности
    • Речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно)
    • Отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.)
  3. Дисциплинированность:
    • Особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время
    • Выполнение школьного режима, выполнение требований учителей
    • Навыки культуры проведения
    • Единство сознания и поведения
  4. Отношение к труду:
    • Любит ли школьник трудиться, уважает ли труд
    • Наличие трудовых навыков
    • Какие виды труда школьник предпочитает
  5. Общественная активность:
    • Общественные обязанности (поручения), которые выполняет
    • Степень активности в общественной жизни класса
  6. Интересы школьника, глубина и активность интересов. Ценностные ориентации.
  7. Мечты и планы на будущее (В том числе и профессиональная ориентация).
  8. Взаимоотношения с учениками класса:
    • Характер общения: общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками?
    • Положение которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.
  9. Отношение школьника к себе. Мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.
  10. Особенности темперамента и характера:
    • Выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка» ), в уверенности - неуверенности в себе.
    • Преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частая смена настроения).
    • Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.
  11. Специальные способности, задатки, склонности:
    • Например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству
    • Дифференциация склонностей
  12. Характерные проявление особенностей возраста в поведении ученика.
  13. Выводы:
    • Выскажите свое мнение насколько идет успешно формирование личности школьника
    • На какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению надо опираться в дальнейшем его воспитании
    • Какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника и над какими сторонами его личности необходимо работать