Схема составления характеристики ученика
Одной из трудной и щепетильной задачей классного руководителя является составление характеристик для учащихся. Они обычно составляются в выработанной десятилетиями форме, скучным и сухим языком, используя стандартные выражения. Естественно, такие характеристики не вызывают ни доверия, ни интереса. Тем не менее, такая форма и методика составления характеристик действует по сей день.
На этой странице сайта предлагаются альтернативные формы составления подобного документа...
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИКА
-
Некоторые общие данные об ученике:
- Фамилия, имя, класс, возраст; условия жизни в семье, положение школьника в семье, основная линия семейного воспитания
- Внешний вид школьника (рост, лицо, походка и т.д.)
- Физическое развитие, состояние здоровья, физкультурная активность
-
Учебная деятельность:
- Успеваемость (преобладающие оценки, предметы более или менее доступные, предметы предпочитаемые)
- Соотношение успеваемости и общего умственного развития (способности, кругозор, начитанность)
- Проявление в учебной деятельности школьника особенностей внимания, свойств памяти, сообразительности
- Речь (словарный запас, образованность речи, умение выражать мысли устно и письменно)
- Отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т.д.)
-
Дисциплинированность:
- Особенности поведения на уроках, на переменах, в свободное от занятий время
- Выполнение школьного режима, выполнение требований учителей
- Навыки культуры проведения
- Единство сознания и поведения
-
Отношение к труду:
- Любит ли школьник трудиться, уважает ли труд
- Наличие трудовых навыков
- Какие виды труда школьник предпочитает
-
Общественная активность:
- Общественные обязанности (поручения), которые выполняет
- Степень активности в общественной жизни класса
- Интересы школьника, глубина и активность интересов. Ценностные ориентации.
- Мечты и планы на будущее (В том числе и профессиональная ориентация).
-
Взаимоотношения с учениками класса:
- Характер общения: общителен ли, легко ли взаимодействует с большинством в классе, примыкает ли к какой-либо группировке; взаимоотношения с классным руководителем, учителями, с девочками и мальчиками?
- Положение которое занимает ученик в классе, социометрический статус, удовлетворенность своим положением.
- Отношение школьника к себе. Мнение о себе, свойствах своей личности, самооценка, адекватность самооценки.
-
Особенности темперамента и характера:
- Выражение особенности темперамента в поведении, работоспособности, общительности, эмоциональной сфере, темпе работы (ровный темп или работает порывами, быстрое начало работы или долгая «раскачка» ), в уверенности - неуверенности в себе.
- Преобладающее настроение (вялое, грустное, подавленное, устойчивое, неустойчивое или частая смена настроения).
- Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера школьника.
-
Специальные способности, задатки, склонности:
- Например, к науке, к рисованию, к литературному творчеству
- Дифференциация склонностей
- Характерные проявление особенностей возраста в поведении ученика.
-
Выводы:
- Выскажите свое мнение насколько идет успешно формирование личности школьника
- На какие сильные стороны личности школьника, по Вашему мнению надо опираться в дальнейшем его воспитании
- Какие недостатки Вы видите в формировании личности школьника и над какими сторонами его личности необходимо работать